цпаси, цпаси нур отан, нур отан, центр, центр политического анализа и стратегических исследований, аналитический центр, центр нур отан, аналитический центр партии нур отан, политика, цпаси нур отан

Руслан Жакупов, заведующий отделом правовой аналитики Центра политического анализа и стратегических исследований при партии «Нұр Отан»

30 августа 1995 года принята Конституция Республики Казахстан. Действующая Конституция является верховным актом в системе казахстанского права, который обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие на всей территории Казахстана.

Правовое оформление реальных отношений в обществе, т.е. фактической конституции, обеспечивается благодаря писаной юридической конституции. В истории Казахстана было пять таких конституций – три за советский период, две за годы Независимости. Безусловно, все они в той или иной известной степени повлияли на казахстанскую государственность и ее дальнейшее укрепление. К ним относятся Конституция Казахской АССР 1926 года, Конституция Казахской ССР 1937 года, Конституция Казахской ССР 1978 года, Конституция Республики Казахстан 1993 года, а также Конституция Республики Казахстан 1995 года.

Напомним, что основой первой Конституции независимого Казахстана послужили Декларация о государственном суверенитете  Казахской ССР от 25 октября 1990 года и Конституционный закон от 16 декабря 1991 года «О государственной независимости Республики Казахстан». Это свидетельствует о том, что у суверенного народа, суверенной страны и конституция суверенна. Она органически исходит из неотъемлемого суверенного права народа иметь государственность и быть полноправным субъектом мирового сообщества.

Вместе с тем, будучи принятой Верховным Советом, она носила компромиссный характер. Вопрос о том, какой именно – президентской или парламентской – являлась на то время наша республика, оставался открытым. В частности, согласно первой Конституции право выступать от имени всего народа Казахстана принадлежало только Верховному Совету и Президенту в пределах их конституционных полномочий. Верховный Совет признавался единственным законодательным и высшим представительным органом, а Президент являлся главой государства и возглавлял единую систему исполнительной власти. По большому счету такие противоречия в основном обусловили необходимость нового Основного закона.

На первой сессии Ассамблеи народа Казахстана в марте 1995 года Н.А. Назарбаев выступил с инициативой принятия новой Конституции. В Конституции 1995 года воплощена воля народа – она прошла широкое всенародное обсуждение и затем принята посредством республиканского референдума.  

Главная особенность нашей Конституции состоит в том, что она учитывает факт многонациональности народа и не ущемляет интересы государствообразующей казахской нации. Достаточно лишь обратить внимание на ее преамбулу: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле …». Это ярко проявляется и в том, что признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное, а после конституционной реформы 2017 года и межконфессиональное согласие. В обеих палатах Парламента предусмотрено наличие квоты для представительства национальных, культурных и иных значимых интересов общества, а Ассамблее народа Казахстана придан конституционный статус.

День принятия Конституции теперь ежегодно мы празднуем как государственный праздник, единственный среди прочих, который имеет свой «специфический» статус в силу его объявления на конституционном уровне. Понятно, что это – красная дата календаря. Днем Конституции как бы то ни было является каждый день – «каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц».

Подготовку проекта Конституции инициировал Первый Президент Республики Казахстан-Елбасы Н.А. Назарбаев, и он сыграл ключевую роль в ее разработке при содействии группы авторитетных казахстанских и иностранных юристов.

В целях анализа и осуществления независимой экспертизы проекта новой Конституции 22 мая 1995 года был образован при Президенте Республики Казахстан Экспертно-консультативный совет, в состав которого вошли Ю.Г. Басин, В.А. Ким, К.А. Колпаков, А.К. Котов, Б.А Мухамеджанов, Е.К. Нурпеисов, Г.С. Сапаргалиев, Н.А. Шайкенов. Научным руководителем совета выступил М.К. Сулейменов. В качестве иностранных экспертов были приглашены председатель Научного совета исследовательского центра Российской Федерации С.С. Алексеев, советник Государственного совета Франции Жак Аттали, председатель Конституционного совета Франции Роллан Дюма. Как известно, была взята модель Конституции Франции 1958 года. Система высших органов государственной власти с «арбитражным» положением Президента практически отражает Конституцию Французской Республики. Президент избирается народом и без участия Парламента, и при этом его власть, с одной стороны, ограничена Конституцией и законами, с другой стороны, сбалансирована функционированием двухпалатного Парламента и Конституционного совета.

Идеи, которые были высказаны Президентом, они заложили в основу конструкции Основного закона. Н.А. Назарбаев в своей книге «Казахстанский путь» подробно изложил историю подготовки проекта Конституции и выработки основных подходов конституционной реформы.

Например, к числу основополагающих принципов деятельности Республики действующая Конституция относит общественное согласие и политическую стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.  Непосредственный вклад по фиксации таких принципов принадлежит Н.А. Назарбаеву, неизменность которых с 2017 года обозначена депутатским корпусом Парламента в рамках конституционной реформы.

Все это при огромной поддержке и позитивном отношении к ней широких слоев общества позволяет назвать нашу Конституцию и харизматической, и народной.

Действующей Конституцией закреплены правовые основы общественного и государственного устройства, права и свободы, гарантии их реализации, а также организация, формирование и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством. Иными словами, страна намерена поступательно развиваться как современное сильное государство, власть которого основана на праве, ограничивающем ее и отражающем прогрессивные общечеловеческие идеалы. Высшими ценностями провозглашены человек, его жизнь, права и свободы.

Весьма показательно, что третья часть статей Конституции посвящена правовому статусу человека и гражданина. Согласно пункту 2 статьи 12 Конституции права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.  В постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 28 октября 1996 года №6 сказано, что правами и свободами человека, о которых идет речь в пункте 2 статьи 12 Основного Закона, являются признанные и гарантированные государством права и свободы человека в соответствии с Конституцией. Далее отмечается, что права и свободы человека, провозглашенные Конституцией, являются основополагающими при разработке и принятии законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих условия и порядок осуществления этих прав и свобод. Основополагающие принципы и нормы, касающиеся правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц, устанавливаются в законах.

Народ определен как единственный источник государственной власти, осуществляющий власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирующий осуществление своей власти государственным органам. Тем самым заложены основы демократии как непосредственной, так и представительной, действует демократический государственно-политический режим.

Закреплена президентская форма правления, которая, как показала история, наиболее приемлема для многонационального Казахстана и позволила избежать политические кризисы. Признан идеологический и политический плюрализм. Единая государственная власть осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Более того, Президент является гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом обеспечивается Президентом.

За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в нее вносились четыре раза: в 1998, 2007, 2011 годах и в нынешнем году. Необходимость преобразований каждый раз была инициирована Президентом, такой возможностью не воспользовались ни Правительство, ни Парламент.

Еще в 1998 году Н.А. Назарбаев при инициировании первой реформы в Послании народа Казахстана отметил: «Скажу честно: персонально для меня, как человека, находящегося на самой вершине власти и, смею заверить, довольно сильной власти, нет никаких внешних причин идти на такую демократизацию, ограничивая собственную власть. Вопрос состоит в моем искреннем убеждении, что любой авторитаризм в Казахстане это путь в никуда. Только свободное демократическое общество будет гарантом нашей стабильной и счастливой жизни в недалеком будущем. И только это соображение толкает меня вперед, в сторону демократии и прав человека. Мой народ действительно выстрадал свободу в этом страшном и кровавом столетии. Я часть плоти и крови этого народа и должен быть достоин того выбора, который выпал на меня в конце драматического века.»

Такие, возможно, резкие, но тщательно обдуманные слова может сказать не любой политик, находящийся на президентском посту. Да и патриотизм заключается не в рьяном битье себя в грудь, а подтверждается взвешенным словом и свершенным делом. Мы видим, что предпринятые реформы были последовательными, выверенными и проводились при сохранении всего каркаса политической системы, достигая всякий раз цели поэтапного осуществления демократических преобразований, без чрезмерной политизации, потрясений и напряжения в обществе. Они релевантны исторической ситуации и объективному уровню развития страны.

Меры, которые направлены на пересмотр тех или иных статей конституции, возможны и не исключены, ибо внесение новых статей, изменение или отмена уже устаревших осуществляется с учетом политических, экономических и социальных потребностей и запросов общества.

Стабильность же конституционных норм гарантирована тем, что в Конституции содержатся положения о субъектах, правомочных внести предложение об изменении Конституции и принять окончательное решение, оговорены процедура и пределы таких преобразований.

Исходя из того, что Президент является символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, проект изменений и дополнений в Конституцию выносится на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента только Президентом. Установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления, а также независимость, основополагающие принципы деятельности Республики и статус Елбасы не подлежат какому-либо изменению.

В завершение хотелось бы отметить, что с точки зрения нынешних условий и обозримой перспективы Основной закон нашей страны вполне способствует последовательному формированию и продвижению государственного курса, его устойчивости и преемственности, а также всесторонней модернизации всех сфер жизни.

 

 

Поделитесь этой информацией в социальных сетях